детский сад
  • +7 (47372) 2-15-35
Семилуки, Чапаева ул, 60а

Мини-музей "Русская изба"

 

Положение о музее

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в объединении свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволят заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  • мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы деятельности: фондовая; поисковая; научная; экспозиционная;познавательная.

 

ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МИНИ-МУЗЕЯ

Старшая группа

месяц

содержание

задачи

сентябрь

Занятие «Знакомство с музеем»

 

 

Экскурсия «Милости просим, гости дорогие»

Познакомить детей с понятием «музей», «экспонаты», «экскурсовод», с правилами поведения в музее. Рассказать о цели создания музея и о его назначении.

Вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе.

октябрь

Экскурсия «Хозяйкины помощники»

Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и др.

ноябрь

Ознакомление детей с игровой народной куклой «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит»

Занятие-знакомство «Русская матрешка» с выполнением практической работы «Раскрась Матрешку»

Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы тряпичные  куклы.

 

Знакомить с русской народной игрушкой – матрешкой, упражнение в роспись игрушки элементами народных узоров.

декабрь

«Золотое веретено»

Познакомить детей с прялкой, веретеном, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.

январь

Экскурсия «Что расскажет о себе посуда»

Познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной.

февраль

Занятие «Уж ты, зимушка-зима»

Познакомить детей с предметами зимней одежды.

март

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».

Познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

апрель

Занятие «Знакомство с деревянной ложкой»

Познакомить детей с историей и назначением деревянной ложки.

 Развивать навыки экспериментирования.

май

Анкетирование родителей старших групп.

 

«Веселые музыканты»

Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы.

 

Познакомить детей с музыкальными инструментами: бубном, трещоткой, ложками, треугольником, балалайкой, свистулькой, дудочкой, гармошкой.


Подготовительная группа

месяц

содержание

задачи

сентябрь

занятие «Чудесный сундучок»

Напомнить детям предметы обстановки русской избы, повторить их названия и предназначение.

октябрь

Знакомство с народным костюмом

Знакомить детей с историей народного костюма и его элементами.

ноябрь

«Хозяйкины помощницы».

Познакомить детей с вязанием крючком, на спицах, вышивкой;  пяльцами, спицами, крючкам,  нитками мулине.

декабрь

«Всему можно научиться – важно не лениться» - мастер-класс для детей по изготовлению обереговой куклы «Рождественский ангел»

Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

январь

Занятие «Мастера руки не знают скуки».

Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.

февраль

Занятие «Волшебный завиток»

Знакомить детей с народными промыслами, упражнять в рисовании элементов росписи (Гжель, Хохлома, Дымка).

март

Чаепитие у самовара «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Продолжать знакомить детей с традициями чаепития на Руси.

апрель

Занятие «Пасхальное яичко»

Знакомство с историей возникновения и традицией празднования Светлого Христова Воскресения.

май

Заключительное занятие  «У Хозяюшки в гостях»

Закрепить знания детей о предметах старины, обобщить информацию о традициях русского народа, народных промыслах.